u ИСКАТЬ, И СНОВА ИСКАТЬ
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Николай Андреевич Амплеев пытался разными спосо­бами прочитать текст. На фотокопиях дешифрапта он был расположен четырьмя столбиками. Над каждым сто­яла цифра. Сперва исследователь читал одну за другой первые строки каждого столбца, но получалась бессмыс­лица. Потом он пытался понять текст, читая строки в разных комбинациях на одном листе. Но и эта попытка не принесла успеха.

Продолжая исследование, Амплеев заметил, что соче­тание слов па одном листе иногда связано по смыслу с какой-нибудь строкой другого листа. Он обнаружил еще одну особенность. Сочетания слов приобретали смысл лишь в тех случаях, когда находились в столбиках, обо­значенных одинаковыми цифрами. Исследователь разло­жил листы по этому признаку, образовалось несколько групп по четыре листа. Но не был известен порядок ли­стов в каждой группе.

Можно ли это установить? Ответ пришел совсем нео­жиданно. На обороте одного из листов дешифранта Н. А. Амплеев прочитал:

«Принес часть переведенной стенограммы. Я пришел было сам для того, чтобы представить Вам сегодня при­ехавшую стенографистку Анну Александровну Грушину, которая могла бы продолжать писать под Вашу диктовку. Вместе с тем я хотел познакомить Вас с способом пользо­ваться этими тетрадками, которые я не мог переписать на машинке, будучи очень занят в Военном комиссариате, а найти переписчика мне не удалось. Если Вам затрудни­тельно будет читать в таких тетрадках, прошу прислать ее завтра в Военный комиссариат, м. б., удастся там вос­пользоваться машинкой.

Ст. Я. Хлебников»

Из этой записки стенографиста Я. Хлебникова, адре­сованной Владимиру Ильичу, исследователь понял, что' речь идет о каком-то особом способе чтения дегаифранта. Что это за способ, из записки нельзя было узнать. Но в ней говорилось о тетрадках, которые стенографист не ус­пел переписать на машинке. Амплеев кропотливо иссле­довал текст, и наконец ему удалось раскрыть секрет. В одной из фотокопий была пометка: «Смотри пятую тет­радь». Нашлась н она. Все пять тетрадей нужно было чи­тать одновременно. За строкой в первой тетради следовала соответствующая строка во второй, затем — в третьей, п так до конца.